Фотограф Эллиотт Эрвитт, 1990
Д. Винникотт пишет, что у родителей подростка самая важная задача - выжить. Это хорошо показывает то, с чем сталкиваются родители в свете изменений, происходящих с их детьми.
Сейчас в понимании семьи, ее структуры происходят изменения. То, что раньше было организующим для психики детей, сокращается. Мы выходим из стабильности с четко установленными ролями родителей, наблюдаем тенденцию к отказу от авторитета, который воплощает в себе родитель (сам родитель от этого авторитета отказывается). Также все чаще родители переносят на детей свои желания и не учитывают потребности подростков. И это может приводить к некоторым последствиям: подростки могут прогуливать школу, ввязываться в преступные действия, знакомиться с токсичными веществами, алкоголем, совершать самоповреждающие действия, попытки суицида.
Что же такое благоприятное развитие подростка? Это прогрессивное завоевание самого себя.
Подросток, переживающий кризис подросткового возраста, находится в неком изменённом ощущении реальности. А. Грин пишет, что подростковый возраст напоминает чем-то психотическое состояние (psychotic-like), но им не является.
Подростки очень восприимчивы. Они чувствуют, что за ними наблюдают, потому, что их тело меняется, и эти изменения очевидны для окружающих. Они ощущают смущение, и, соответственно, желание не быть такими видимыми.
В плане настроения они очень нестабильны: могут быть чрезмерно категоричны, испытывать тревогу, ощущение пустоты и скуки, колебаться между состояниями всемогущества и обесценивания.
Примерно 40% подростков испытывают разные формы депрессивных состояний. Когда сокращаются инвестиции подростка значимыми для него людьми, подросток начинает терять интерес к миру, у него могут возникнуть мысли о суициде.
В западных странах есть тенденция быстро ставить подростку диагноз. Мы так не работаем. Время, которое проживает подросток, очень сложное. Мы наблюдаем и ждем. Порой мы вынуждены сопротивляться желанию родителей, которые хотят получить диагноз для ребенка. Диагноз может облегчить состояние родителей – с диагнозом они спокойны, потому что они чувствуют, что они не виноваты в том, что происходит с подростком.
Есть два основных вопроса, с которым сталкивается подросток. Вопрос идентичности “Кто Я?” и вопрос депрессивных состояний.
Кто он, подросток? Э. Кестемберг пишет, что подросток уже не ребёнок, но ещё и не стал взрослым. Он где-то между. Он нуждается в том, чтобы “отвергнуть” своё прошлое, но при этом он не знает своего будущего. Это такой совершенно особый период жизни.
Это период движения. Всё начинается с биологии. Полностью перестраиваются отношения подростка со своим телом. Подросток не знает, что с ним делать, чувствует себя неловко, вплоть до того, что он как будто не контролирует изменения своего тела, и это причиняет ему неудобства. Тело подростка становится телом взрослого, телом мужчины или женщины. И это ставит перед ним вопросы о его идентичности – “Кто Я?”, “Кем Я стану?”.
Подросток борется, и в этой борьбе возникает то, что родители переживают как подростковый кризис. Грубость, какие-то чрезмерности, вплоть до депрессии и попыток суицида. Всё это борьба против идентификации с родителями, и отказ от себя, как мужчины или женщины с их сексуальными желаниями. Это переходный период. Подростки пытаются отрицать сексуальность, которая их пугает, которая их смущает, но есть риск, что, отрицая свою сексуальность, они отрицают всю свою личность. А это, в свою очередь, может изолировать подростка существенным образом.
Часто сложности в принятии своего пола подростками – своего рода протестная реакция, защита от желаний развивающего взрослого тела. И здесь очень важно не спешить, и ждать. В большинстве случаев подросток успокаивается, принимает свое тело и свои желания к противоположному полу.
Сейчас в понимании семьи, ее структуры происходят изменения. То, что раньше было организующим для психики детей, сокращается. Мы выходим из стабильности с четко установленными ролями родителей, наблюдаем тенденцию к отказу от авторитета, который воплощает в себе родитель (сам родитель от этого авторитета отказывается). Также все чаще родители переносят на детей свои желания и не учитывают потребности подростков. И это может приводить к некоторым последствиям: подростки могут прогуливать школу, ввязываться в преступные действия, знакомиться с токсичными веществами, алкоголем, совершать самоповреждающие действия, попытки суицида.
Что же такое благоприятное развитие подростка? Это прогрессивное завоевание самого себя.
Подросток, переживающий кризис подросткового возраста, находится в неком изменённом ощущении реальности. А. Грин пишет, что подростковый возраст напоминает чем-то психотическое состояние (psychotic-like), но им не является.
Подростки очень восприимчивы. Они чувствуют, что за ними наблюдают, потому, что их тело меняется, и эти изменения очевидны для окружающих. Они ощущают смущение, и, соответственно, желание не быть такими видимыми.
В плане настроения они очень нестабильны: могут быть чрезмерно категоричны, испытывать тревогу, ощущение пустоты и скуки, колебаться между состояниями всемогущества и обесценивания.
Примерно 40% подростков испытывают разные формы депрессивных состояний. Когда сокращаются инвестиции подростка значимыми для него людьми, подросток начинает терять интерес к миру, у него могут возникнуть мысли о суициде.
В западных странах есть тенденция быстро ставить подростку диагноз. Мы так не работаем. Время, которое проживает подросток, очень сложное. Мы наблюдаем и ждем. Порой мы вынуждены сопротивляться желанию родителей, которые хотят получить диагноз для ребенка. Диагноз может облегчить состояние родителей – с диагнозом они спокойны, потому что они чувствуют, что они не виноваты в том, что происходит с подростком.
Есть два основных вопроса, с которым сталкивается подросток. Вопрос идентичности “Кто Я?” и вопрос депрессивных состояний.
Кто он, подросток? Э. Кестемберг пишет, что подросток уже не ребёнок, но ещё и не стал взрослым. Он где-то между. Он нуждается в том, чтобы “отвергнуть” своё прошлое, но при этом он не знает своего будущего. Это такой совершенно особый период жизни.
Это период движения. Всё начинается с биологии. Полностью перестраиваются отношения подростка со своим телом. Подросток не знает, что с ним делать, чувствует себя неловко, вплоть до того, что он как будто не контролирует изменения своего тела, и это причиняет ему неудобства. Тело подростка становится телом взрослого, телом мужчины или женщины. И это ставит перед ним вопросы о его идентичности – “Кто Я?”, “Кем Я стану?”.
Подросток борется, и в этой борьбе возникает то, что родители переживают как подростковый кризис. Грубость, какие-то чрезмерности, вплоть до депрессии и попыток суицида. Всё это борьба против идентификации с родителями, и отказ от себя, как мужчины или женщины с их сексуальными желаниями. Это переходный период. Подростки пытаются отрицать сексуальность, которая их пугает, которая их смущает, но есть риск, что, отрицая свою сексуальность, они отрицают всю свою личность. А это, в свою очередь, может изолировать подростка существенным образом.
Часто сложности в принятии своего пола подростками – своего рода протестная реакция, защита от желаний развивающего взрослого тела. И здесь очень важно не спешить, и ждать. В большинстве случаев подросток успокаивается, принимает свое тело и свои желания к противоположному полу.
Фотограф Педро Луис Раота
К сожалению, в отдельных западных странах сейчас есть тенденция как бы дословно понимать подростков. И некоторые команды специалистов на ранних стадиях могут предложить какое-то гормональное лечение. Это очень серьёзный вопрос. И последствия могут быть действительно трагичными.
Сейчас все больше клиницистов приходят к пониманию, что до 18 лет подростку нельзя предпринимать какие-либо действия по смене своего пола. Человеческая сексуальность очень отличается от животной сексуальности в ее сложности, комплексности, многообразии форм. Поэтому нужно ждать, когда подростковый период завершится формированием стабильного психического состояния, и не принимать скорых решений о смене пола.
Теперь относительно депрессивных состояний подростка.
Депрессия связана с рядом потерь. Это не клиническое определение депрессии. Это именно депрессивные состояния. Исчезает детское тело - он либо мужчина, либо женщина. И в свете этих потерь также исчезает первичная связь с матерью. К этому прибавляется потеря идеализации родителей. Для маленьких детей родители - Боги. И вот этот идеализированный образ родителей исчезает. И ощущение детского всемогущества тоже исчезает. И всё это приводит к снижению самоуважения. У подростка больше нет волшебной палочки, которой он обладал, будучи ребёнком.
Некоторые авторы сравнивают подростковый возраст с работой горя. То есть подросток знает, что как раньше больше не будет, и он должен это принять и продолжать как-то жить дальше. Но ему не так болезненно отделяться от своих родителей, ведь родители не мертвы, как в случае с горем, но при этом они живы и поэтому всё время вмешиваются в психическую работу, которую подросток проделывает. Для того, чтобы эта работа могла состояться, родители должны это позволить.
Ещё один момент, который можно констатировать у подростков, это некая угрюмость – он не улыбается, всё время недоволен. И вот это состояние родителей очень раздражает. Угрюмость — это способ подростка оставаться присутствующим, это некий фасад, за которым можно спрятаться. В этот момент внутри подростка “бушуют страсти” - возникают множество вопросов о своей идентичности, страх будущего, страх того, что надежды не оправдаются.
В завершении лишь повторю, что подростки в этот сложный период очень нуждаются в понимании и поддержке со стороны родителей. В сложных ситуациях работа подростка с психотерапевтом помогает пройти ему этот период менее травматично.
Источник: С. Кекскемети, Международный коллоквиум, 2024
Сейчас все больше клиницистов приходят к пониманию, что до 18 лет подростку нельзя предпринимать какие-либо действия по смене своего пола. Человеческая сексуальность очень отличается от животной сексуальности в ее сложности, комплексности, многообразии форм. Поэтому нужно ждать, когда подростковый период завершится формированием стабильного психического состояния, и не принимать скорых решений о смене пола.
Теперь относительно депрессивных состояний подростка.
Депрессия связана с рядом потерь. Это не клиническое определение депрессии. Это именно депрессивные состояния. Исчезает детское тело - он либо мужчина, либо женщина. И в свете этих потерь также исчезает первичная связь с матерью. К этому прибавляется потеря идеализации родителей. Для маленьких детей родители - Боги. И вот этот идеализированный образ родителей исчезает. И ощущение детского всемогущества тоже исчезает. И всё это приводит к снижению самоуважения. У подростка больше нет волшебной палочки, которой он обладал, будучи ребёнком.
Некоторые авторы сравнивают подростковый возраст с работой горя. То есть подросток знает, что как раньше больше не будет, и он должен это принять и продолжать как-то жить дальше. Но ему не так болезненно отделяться от своих родителей, ведь родители не мертвы, как в случае с горем, но при этом они живы и поэтому всё время вмешиваются в психическую работу, которую подросток проделывает. Для того, чтобы эта работа могла состояться, родители должны это позволить.
Ещё один момент, который можно констатировать у подростков, это некая угрюмость – он не улыбается, всё время недоволен. И вот это состояние родителей очень раздражает. Угрюмость — это способ подростка оставаться присутствующим, это некий фасад, за которым можно спрятаться. В этот момент внутри подростка “бушуют страсти” - возникают множество вопросов о своей идентичности, страх будущего, страх того, что надежды не оправдаются.
В завершении лишь повторю, что подростки в этот сложный период очень нуждаются в понимании и поддержке со стороны родителей. В сложных ситуациях работа подростка с психотерапевтом помогает пройти ему этот период менее травматично.
Источник: С. Кекскемети, Международный коллоквиум, 2024