А. Тарковский, ф/м "Зеркало"
Нейронауки подтверждают, что музыка играет особую роль в нашей жизни. Нас сопровождает ритм, который позволяет мелодии увезти нас куда-то на территорию эмоций, чувств. Мелодия может повернуть нас к прошлому или к будущему, слова могут усилить эти ощущения.
Уже в утробе младенец слышит различные звуки внутри матери: шум ее пищеварения, ритм сердца, звуки окружающей среды. Есть доказательства, что младенцы распознают мелодии, которые слышали внутриутробно. Например, они начинают сосать соску более интенсивно, когда слышат мелодии, которые воспринимали внутри своих матерей.
После рождения возникает первый невербальный диалог, первые вокальные взаимодействия - мать имитирует младенца, а младенец ее. Ребенок чувствует себя услышанным, на него реагируют, и мать тоже ощущает себя с ним на одной волне. Оба чувствуют единство друг с другом. Когда все идет хорошо, младенец погружается в то, что Д. Анзье называет «мелодической ванной». То есть самонастроенный отклик заботящейся матери на младенца является невизуальным по своей природе. Музыка голоса позволяет младенцам, в дальнейшем и взрослым, устанавливать контакт с ранними, довербальными, частями самих себя, будучи в унисоне с другим человеком. Дуальность музыки составляет центр нашей способности ею наслаждаться.
Д.В. Винникотт пишет о том, что изначальная иллюзия всемогущества младенца, слияния с матерью, ощущение безопасности, играет важнейшую роль в развитии его Я. Но не менее важен процесс сепарации от заботящейся фигуры, роль которой заключается в том, чтобы постепенно “разочаровывать” младенца, сделать его способным опираться больше на самого себя. На этой стадии, когда младенец пытается сепарироваться, он любит слушать повторяющиеся мелодии, колыбельные, и т.д. И, нам, взрослым, тоже нравится ритм поэзии, песен, лирики. Строки звучат похожи, но концовка и смысл отличаются. Они создают состояние единства с “тем самым” человеком, “той самой” ситуацией, помогают удерживаться за него и в то же время отпускать. Рифма приносит нам удовлетворение на самом глубинном, бессознательном, уровне, потому что задействуется наше ликование от сепарации, в то же время удовольствие от единства, слияния.
Переход от слияния к отдельному существованию — нелёгкий процесс, пожизненный. Его проработка также лежит в основе отношений в паре.
Уже в утробе младенец слышит различные звуки внутри матери: шум ее пищеварения, ритм сердца, звуки окружающей среды. Есть доказательства, что младенцы распознают мелодии, которые слышали внутриутробно. Например, они начинают сосать соску более интенсивно, когда слышат мелодии, которые воспринимали внутри своих матерей.
После рождения возникает первый невербальный диалог, первые вокальные взаимодействия - мать имитирует младенца, а младенец ее. Ребенок чувствует себя услышанным, на него реагируют, и мать тоже ощущает себя с ним на одной волне. Оба чувствуют единство друг с другом. Когда все идет хорошо, младенец погружается в то, что Д. Анзье называет «мелодической ванной». То есть самонастроенный отклик заботящейся матери на младенца является невизуальным по своей природе. Музыка голоса позволяет младенцам, в дальнейшем и взрослым, устанавливать контакт с ранними, довербальными, частями самих себя, будучи в унисоне с другим человеком. Дуальность музыки составляет центр нашей способности ею наслаждаться.
Д.В. Винникотт пишет о том, что изначальная иллюзия всемогущества младенца, слияния с матерью, ощущение безопасности, играет важнейшую роль в развитии его Я. Но не менее важен процесс сепарации от заботящейся фигуры, роль которой заключается в том, чтобы постепенно “разочаровывать” младенца, сделать его способным опираться больше на самого себя. На этой стадии, когда младенец пытается сепарироваться, он любит слушать повторяющиеся мелодии, колыбельные, и т.д. И, нам, взрослым, тоже нравится ритм поэзии, песен, лирики. Строки звучат похожи, но концовка и смысл отличаются. Они создают состояние единства с “тем самым” человеком, “той самой” ситуацией, помогают удерживаться за него и в то же время отпускать. Рифма приносит нам удовлетворение на самом глубинном, бессознательном, уровне, потому что задействуется наше ликование от сепарации, в то же время удовольствие от единства, слияния.
Переход от слияния к отдельному существованию — нелёгкий процесс, пожизненный. Его проработка также лежит в основе отношений в паре.

Фотограф А. Кертес
Музыка является неотъемлемой частью парных отношений. Динамика в паре может поместить каждого на разные точки спектра, между слиянием и сепарацией, слишком большой близостью и дистантностью. Мелодии в паре представляют собой бессознательные послания об их отношениях. Они служат в качестве агентов, ответственных за коммуникацию между бессознательными партнеров.
Коммуникация матери и младенца напоминает джазовую музыку, с ее импровизационной природой. Она позволяет аффективно соединяться. И, конечно, она похожа на то, как взаимодействуют пары, где слова одного партнёра предлагают другому откликнуться и т.д.
Я вспоминаю одну пару, чья мелодия любви была представлена песней Лу Рида «I'll be your mirror» («Я буду зеркалом твоим»). Привожу ее перевод:
…Я буду твоим зеркалом,
Отражать тебя таким, какой ты есть, в случае если ты не знаешь.
Я буду ветром, дождем и закатом
Светом из-за твоей двери, показывающим, что ты дома.
…Когда ты думаешь, что в мыслях твоих тьма,
Что внутри ты уродлив и зол,
Позволь мне показать, что ты слеп.
Можешь опустить руки,
Потому что я вижу тебя.
…Мне не верится, что ты не знаешь,
Насколько ты красив.
Но если ты позволишь мне быть твоими глазами,
Рукой в темноте, ты можешь перестать бояться.
…Я буду твоим зеркалом…
Что значит, когда у человека какой-то негативный образ себя, и он нуждается в любящем отражении? Слова этой песни отражают процесс, фундаментальный для раннего развития, когда закладываются зачатки собственного Я с опорой на отзеркаливание ребенка его близкими людьми.
И этот процесс продолжает быть активным в отношениях пары. Мы ощущаем влюблённость из-за принятия, тепла, ободрения, и ..., которые мы получаем в глазах другого. Если партнёр считает, что мы стоим его любви, то, наверное, нас можно любить…
Коммуникация матери и младенца напоминает джазовую музыку, с ее импровизационной природой. Она позволяет аффективно соединяться. И, конечно, она похожа на то, как взаимодействуют пары, где слова одного партнёра предлагают другому откликнуться и т.д.
Я вспоминаю одну пару, чья мелодия любви была представлена песней Лу Рида «I'll be your mirror» («Я буду зеркалом твоим»). Привожу ее перевод:
…Я буду твоим зеркалом,
Отражать тебя таким, какой ты есть, в случае если ты не знаешь.
Я буду ветром, дождем и закатом
Светом из-за твоей двери, показывающим, что ты дома.
…Когда ты думаешь, что в мыслях твоих тьма,
Что внутри ты уродлив и зол,
Позволь мне показать, что ты слеп.
Можешь опустить руки,
Потому что я вижу тебя.
…Мне не верится, что ты не знаешь,
Насколько ты красив.
Но если ты позволишь мне быть твоими глазами,
Рукой в темноте, ты можешь перестать бояться.
…Я буду твоим зеркалом…
Что значит, когда у человека какой-то негативный образ себя, и он нуждается в любящем отражении? Слова этой песни отражают процесс, фундаментальный для раннего развития, когда закладываются зачатки собственного Я с опорой на отзеркаливание ребенка его близкими людьми.
И этот процесс продолжает быть активным в отношениях пары. Мы ощущаем влюблённость из-за принятия, тепла, ободрения, и ..., которые мы получаем в глазах другого. Если партнёр считает, что мы стоим его любви, то, наверное, нас можно любить…

Фотограф Д. Скалли
Но если в прошлом, в наших ранних отношениях, нас отражали не теми, кем мы являемся на самом деле, или, например, мы получали враждебные отклики, то мы всегда будем сомневаться в истинности того, что нам отражает партнёр. И это упоминается в словах этой песни.
Когда вы думаете, что внутри вы некрасивы, неприятны, и …, любящий партнер хочет противопоставить этому своё любящее отражение. Он говорит: “Давай я буду стоять рядом, я буду твоими глазами”. Важно, какой образ вас отражает ваш партнёр. Но если вы постоянно сомневаетесь в словах, мотивациях и намерениях партнёра, он может изменить своё представление о вас, несмотря на свои обещания. И тогда мнение одного партнера может превратиться из потока любви в такой же поток ненависти. Зеркало превращается в угрозу.
Винникотт подчеркивает важность отзеркаливания аффективных состояний младенца матерью в установлении его экзистенциального Я. Он пишет:
…Когда я смотрю, меня видят, а значит, я существую.
...Теперь я могу позволить себе самому смотреть и видеть.
...Теперь я смотрю на мир творчески, и то, что я постигаю внутри, я и воспринимаю извне тоже.
Если мать хорошо отражает и показывает младенцу его самого, то ребенок сможет обнаружить самого себя, сможет научиться существовать и обретает чувство реальности. Это чувство – больше чем существование, оно означает существовать за самого себя, строить отношения за самого себя и обрести самость, которая станет безопасным местом, где можно не напрягаться, почувствовать релаксацию.
Приведу пример, если этого не происходит. Ребёнку нельзя залезать на стол, и он устраивает истерику. Родитель тоже начинает злиться и кричать. То есть вместо того, чтобы спокойно разъяснить ребенку, что с ним происходит (что в дальнейшем создаст возможность ребенку понимать себя и справляться самому с подобными ситуациями), родитель выражает свой собственный гнев, теряет контроль, что приводит к травматизации ребенка и спутанности.
Или другая ситуация, когда родитель не может угадать, что на самом деле хочет ребенок. Младенец плачет, потому что он хочет, например, чтобы его подержали на ручках, а взрослый дает ему вместо этого бутылочку, и к тому же расстраивается, когда бутылочку ребенок отталкивает. В итоге, родитель предлагает бутылочку снова и снова, пока младенец от безысходности не начинает пить из нее. То есть то, что отзеркаливается взрослым не соответствует тому, что хочет младенец. Это может привести к тому, что, когда этот младенец вырастет, ему сложно будет понимать, что же он на самом деле хочет. И это, безусловно, будет мешать его отношениям в будущем.
Отзеркаливание не заканчивается в детстве и продолжается во взрослых отношениях.
Когда вы думаете, что внутри вы некрасивы, неприятны, и …, любящий партнер хочет противопоставить этому своё любящее отражение. Он говорит: “Давай я буду стоять рядом, я буду твоими глазами”. Важно, какой образ вас отражает ваш партнёр. Но если вы постоянно сомневаетесь в словах, мотивациях и намерениях партнёра, он может изменить своё представление о вас, несмотря на свои обещания. И тогда мнение одного партнера может превратиться из потока любви в такой же поток ненависти. Зеркало превращается в угрозу.
Винникотт подчеркивает важность отзеркаливания аффективных состояний младенца матерью в установлении его экзистенциального Я. Он пишет:
…Когда я смотрю, меня видят, а значит, я существую.
...Теперь я могу позволить себе самому смотреть и видеть.
...Теперь я смотрю на мир творчески, и то, что я постигаю внутри, я и воспринимаю извне тоже.
Если мать хорошо отражает и показывает младенцу его самого, то ребенок сможет обнаружить самого себя, сможет научиться существовать и обретает чувство реальности. Это чувство – больше чем существование, оно означает существовать за самого себя, строить отношения за самого себя и обрести самость, которая станет безопасным местом, где можно не напрягаться, почувствовать релаксацию.
Приведу пример, если этого не происходит. Ребёнку нельзя залезать на стол, и он устраивает истерику. Родитель тоже начинает злиться и кричать. То есть вместо того, чтобы спокойно разъяснить ребенку, что с ним происходит (что в дальнейшем создаст возможность ребенку понимать себя и справляться самому с подобными ситуациями), родитель выражает свой собственный гнев, теряет контроль, что приводит к травматизации ребенка и спутанности.
Или другая ситуация, когда родитель не может угадать, что на самом деле хочет ребенок. Младенец плачет, потому что он хочет, например, чтобы его подержали на ручках, а взрослый дает ему вместо этого бутылочку, и к тому же расстраивается, когда бутылочку ребенок отталкивает. В итоге, родитель предлагает бутылочку снова и снова, пока младенец от безысходности не начинает пить из нее. То есть то, что отзеркаливается взрослым не соответствует тому, что хочет младенец. Это может привести к тому, что, когда этот младенец вырастет, ему сложно будет понимать, что же он на самом деле хочет. И это, безусловно, будет мешать его отношениям в будущем.
Отзеркаливание не заканчивается в детстве и продолжается во взрослых отношениях.

Фотограф А. Назаретян
Далее пример из отношений взрослых людей. Женщина пришла с работы домой в расстроенный чувствах - ее отчитал начальник, хотя она не была виновата. Когда она рассказала об этом своему мужчине, он расстроился и начал выражать гнев, что с ней плохо поступили, и как все это унизительно. То есть вместо того, чтобы помочь ей, понять ее чувства, он расстроился сам. В итоге, у нее не осталось никого, кто мог бы помочь ей справиться с ее переживаниями. Каждый из них чувствовал, что не может достучаться до другого, их истинное Я не было увидено. Отражение, которое предлагал каждый из них, было неконгруентно их переживаниям, в результате чего у них осталось ощущение ярости и отчаяния.
«Я буду твоим зеркалом» - песня о любви, в которой мужчина стоит на дистанции от своей любимой, где он может отражать её хорошесть, которую не замечает она сама. Это достаточно близкая дистанция. Найти правильную дистанцию очень важно, чтобы увидеть Другого. Слишком близкое видение размывается, слишком далекое исчезает.
Когда партнеры начинают понимать, что видят искажённое отражение друг друга, есть надежда, что они могут постепенно преодолеть недоверие и начать слушать то, что на самом деле говорит каждый из них. Между ними начинает звучать новый безопасный резонанс, новая мелодия. Потребуется время, чтобы она постепенно заменила прежнюю. С надеждой вновь увидеть свет в глазах друг друга…
«Я буду твоим зеркалом» - песня о любви, в которой мужчина стоит на дистанции от своей любимой, где он может отражать её хорошесть, которую не замечает она сама. Это достаточно близкая дистанция. Найти правильную дистанцию очень важно, чтобы увидеть Другого. Слишком близкое видение размывается, слишком далекое исчезает.
Когда партнеры начинают понимать, что видят искажённое отражение друг друга, есть надежда, что они могут постепенно преодолеть недоверие и начать слушать то, что на самом деле говорит каждый из них. Между ними начинает звучать новый безопасный резонанс, новая мелодия. Потребуется время, чтобы она постепенно заменила прежнюю. С надеждой вновь увидеть свет в глазах друг друга…