Х.М. Тамбурини и Далмау, Лесная гармония
Особенность нашего времени заключается в том, что многим людям лихорадочный темп жизни не дает встретиться с самими собой.
К.Г. Юнг: “Большинство людей боятся тишины; поэтому всякий раз, когда вечная болтовня на разного рода сборищах прекращается, они вынуждены что-то говорить, делать, и начинают ёрзать, свистеть, напевать, кашлять, шептать. Потребность в шуме почти ненасытна, хотя временами становится невыносимой. Тем не менее, лучше так, чем иначе. «Мёртвая тишина» — говорящая фраза. Тишина кажется нам подозрительной. Почему? В ней скрываются призраки? Едва ли. Истинный страх кроется перед тем, что в безмолвии может подняться из собственных глубин – всё то, что удерживалось шумом”.
Если человек не имеет контакта с самим собой, ему сложно ответить на вопрос о том, что придает его жизни подлинность, ценность и смысл.
Если не обращать внимание на свой душевный мир, тело начнет страдать. Когда исчерпываются внутренние силы, в частности, ослабевает иммунная система, способность противостоять различным телесным недугам.
В. Франкл размышляет о смысле жизни. Жизнь каждый день ставит перед нами новые вопросы. Жить – значит быть вопрошаемыми. Наше бытие – ответ жизни. Стоит занять такую позицию и нас ничего уже не страшит, никакие образы будущего и даже предполагаемое отсутствие будущего. Значимо лишь то, как ты “заполняешь” свое место, свой круг. Важен не радиус действия, важно лишь, чтобы круг был заполнен, чтобы жизнь исполнилась. Ведь в своем кругу каждый человек незаменим, необходим. Задачи, которые ставит перед человеком жизнь, может решить только он сам, и больше никто.
Мы можем придать жизни смысл не только с помощью какой-то деятельности. Не только в труде мы выполняем требования бытия, но и как люди способные любить: в искренней преданности прекрасному, великому и доброму.
Представьте, что Вы слушаете любимую мелодию, и звучит то самое заветное ее место. Вы так захвачены, что по спине бегут мурашки. А теперь представьте себе, что Вам задают вопрос: имеет ли ваша жизнь смысл. Думаю, Вы согласитесь, что в этот момент возможен лишь один ответ.
Нечто происходит и с человеком, который увлечен другим человеком. Если попытаться облечь это чувство в слова, получится примерно так: то, что на земле живет этот человек, придает смысл и этому миру, и жизни на земле. В любви человек получает в дар то, что в деятельной жизни ему приходится добывать с усилиями - воплощение своей уникальности и неповторимости.
Мы придаем жизни смысл не только своей любовью, деятельностью, но и с своими страданиями. Ведь от того, как мы воспринимаем убывание своих жизненных возможностей, какую позицию мы занимаем по отношению к этому, как мы переносим страдания, зависит сможет ли мы воплощать в жизнь свои ценности.
К.Г. Юнг: “Большинство людей боятся тишины; поэтому всякий раз, когда вечная болтовня на разного рода сборищах прекращается, они вынуждены что-то говорить, делать, и начинают ёрзать, свистеть, напевать, кашлять, шептать. Потребность в шуме почти ненасытна, хотя временами становится невыносимой. Тем не менее, лучше так, чем иначе. «Мёртвая тишина» — говорящая фраза. Тишина кажется нам подозрительной. Почему? В ней скрываются призраки? Едва ли. Истинный страх кроется перед тем, что в безмолвии может подняться из собственных глубин – всё то, что удерживалось шумом”.
Если человек не имеет контакта с самим собой, ему сложно ответить на вопрос о том, что придает его жизни подлинность, ценность и смысл.
Если не обращать внимание на свой душевный мир, тело начнет страдать. Когда исчерпываются внутренние силы, в частности, ослабевает иммунная система, способность противостоять различным телесным недугам.
В. Франкл размышляет о смысле жизни. Жизнь каждый день ставит перед нами новые вопросы. Жить – значит быть вопрошаемыми. Наше бытие – ответ жизни. Стоит занять такую позицию и нас ничего уже не страшит, никакие образы будущего и даже предполагаемое отсутствие будущего. Значимо лишь то, как ты “заполняешь” свое место, свой круг. Важен не радиус действия, важно лишь, чтобы круг был заполнен, чтобы жизнь исполнилась. Ведь в своем кругу каждый человек незаменим, необходим. Задачи, которые ставит перед человеком жизнь, может решить только он сам, и больше никто.
Мы можем придать жизни смысл не только с помощью какой-то деятельности. Не только в труде мы выполняем требования бытия, но и как люди способные любить: в искренней преданности прекрасному, великому и доброму.
Представьте, что Вы слушаете любимую мелодию, и звучит то самое заветное ее место. Вы так захвачены, что по спине бегут мурашки. А теперь представьте себе, что Вам задают вопрос: имеет ли ваша жизнь смысл. Думаю, Вы согласитесь, что в этот момент возможен лишь один ответ.
Нечто происходит и с человеком, который увлечен другим человеком. Если попытаться облечь это чувство в слова, получится примерно так: то, что на земле живет этот человек, придает смысл и этому миру, и жизни на земле. В любви человек получает в дар то, что в деятельной жизни ему приходится добывать с усилиями - воплощение своей уникальности и неповторимости.
Мы придаем жизни смысл не только своей любовью, деятельностью, но и с своими страданиями. Ведь от того, как мы воспринимаем убывание своих жизненных возможностей, какую позицию мы занимаем по отношению к этому, как мы переносим страдания, зависит сможет ли мы воплощать в жизнь свои ценности.
“Не такого положения, которое невозможно было бы облагородить либо подвигом, либо терпением”, - говорит И.В. Гете. То есть мы можем постараться что-то изменить в той мере в какой это удается, или принять сложные события жизни. В обоих случаях возможен внутренний рост благодаря судьбе, благодаря сложной ситуации. Вот это подразумевает Ф. Гёльдерлин, говоря: “Наступая на свои несчастья, я становлюсь выше ростом”. Так же как жизнь имеет смысл, так и страдание содержит в себе возможность смысла, ведь оно тоже неизбежно. Поэтому оно заслуживает признания и уважения.
Всегда есть альтернативы, каким способом придать смысл моменту, жизни. Всегда приходится выбирать, как мы ответим на конкретный жизненный вопрос. Жизнь всегда представляет нам возможность осуществить смысл, она всегда неразрывно с ним связана. Можно сказать, что бытие человека “вплоть до последнего вздоха” наполняется смыслом. Быть человеком означает не что иное, как осознавать и быть ответственным. Если жизнь постоянно открывает возможность к смыслу, то всякий раз от нас напрямую зависит, будет ли в этот момент осуществлен этот потенциальный, постоянно меняющийся смысл.
Конечность нашего пребывания в мире, неповторимость нашего пребывания здесь, невозвратность всего того, чем мы наполняем нашу жизнь или же что упускаем, - вот что придает нашему бытию весомость и значение. От нашей жизни не остается ничего, и все же сколько много остается - способность пережить то, что осуществляется в каждом моменте нашего бытия, что действует сквозь нас – вовне, поверх нас – вдаль. В этом она подобно радию, чьи частицы за время жизни (период их распада довольно короток) постепенно превращаются в энергию излучения и никогда не возвращаются обратно в атомы. То, что мы излучаем в мир, волны, исходящие от нашего бытия – это и переживет нас, пребудет, когда само наше бытие давно уже завершится.
Жить – значит быть спрошенным и отвечать, быть ответственным за свое бытие. Жизнь уже не то, что нам дано, а то, что нам задано – в каждый момент жизни мы стоим перед новой задачей. Что же мы можем сказать по поводу “ценности” жизни. “Жизнь не есть что-то; она возможность для чего-то”, - пишет Ф.К. Хеббель.
В какой момент человек позволяет себе пасть духом? Тогда, когда он теряет душевную опору, когда утрачивает внутренний стрежень. Требуется отыскать ее, придать жизни наполненность, смысл. У кого есть “Зачем” жить, тот выдержит почти любое “Как”.
Нам предстоит действовать – действовать в повседневности. В той мере в какой мы несем ответственность за происходящее, когда происходящее становится прошлым, наша ответственность невероятно наполняется пониманием, что ничто из произошедшего уже не может быть устранено из этого мира. И наша ответственность призывает к тому, что несбывшееся все же воплотить в мир - в рамках наших дел, нашей повседневности.
В завершении приведу слова Д. Корнфилда: “Одно из качеств духовной зрелости — это обыкновенность. Обыкновенность — это простое присутствие в настоящем моменте, благодаря которому тайна проявляет себя. Хотя мы и ценим способность сознания создавать бесконечное разнообразие форм, обыкновенность интересуется только тем, что есть Здесь и Сейчас: обыкновенной тайной дыхания и ходьбы, деревьев на нашей улице и любви к близкому человеку”.
Всегда есть альтернативы, каким способом придать смысл моменту, жизни. Всегда приходится выбирать, как мы ответим на конкретный жизненный вопрос. Жизнь всегда представляет нам возможность осуществить смысл, она всегда неразрывно с ним связана. Можно сказать, что бытие человека “вплоть до последнего вздоха” наполняется смыслом. Быть человеком означает не что иное, как осознавать и быть ответственным. Если жизнь постоянно открывает возможность к смыслу, то всякий раз от нас напрямую зависит, будет ли в этот момент осуществлен этот потенциальный, постоянно меняющийся смысл.
Конечность нашего пребывания в мире, неповторимость нашего пребывания здесь, невозвратность всего того, чем мы наполняем нашу жизнь или же что упускаем, - вот что придает нашему бытию весомость и значение. От нашей жизни не остается ничего, и все же сколько много остается - способность пережить то, что осуществляется в каждом моменте нашего бытия, что действует сквозь нас – вовне, поверх нас – вдаль. В этом она подобно радию, чьи частицы за время жизни (период их распада довольно короток) постепенно превращаются в энергию излучения и никогда не возвращаются обратно в атомы. То, что мы излучаем в мир, волны, исходящие от нашего бытия – это и переживет нас, пребудет, когда само наше бытие давно уже завершится.
Жить – значит быть спрошенным и отвечать, быть ответственным за свое бытие. Жизнь уже не то, что нам дано, а то, что нам задано – в каждый момент жизни мы стоим перед новой задачей. Что же мы можем сказать по поводу “ценности” жизни. “Жизнь не есть что-то; она возможность для чего-то”, - пишет Ф.К. Хеббель.
В какой момент человек позволяет себе пасть духом? Тогда, когда он теряет душевную опору, когда утрачивает внутренний стрежень. Требуется отыскать ее, придать жизни наполненность, смысл. У кого есть “Зачем” жить, тот выдержит почти любое “Как”.
Нам предстоит действовать – действовать в повседневности. В той мере в какой мы несем ответственность за происходящее, когда происходящее становится прошлым, наша ответственность невероятно наполняется пониманием, что ничто из произошедшего уже не может быть устранено из этого мира. И наша ответственность призывает к тому, что несбывшееся все же воплотить в мир - в рамках наших дел, нашей повседневности.
В завершении приведу слова Д. Корнфилда: “Одно из качеств духовной зрелости — это обыкновенность. Обыкновенность — это простое присутствие в настоящем моменте, благодаря которому тайна проявляет себя. Хотя мы и ценим способность сознания создавать бесконечное разнообразие форм, обыкновенность интересуется только тем, что есть Здесь и Сейчас: обыкновенной тайной дыхания и ходьбы, деревьев на нашей улице и любви к близкому человеку”.