Close
Записаться на прием
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Статьи Ворониной Ольги

О татуировках

Музей татуировок в Японии
Все ль то, что зримо мне иль мнится, — сон во сне? Э. По.

Еще в глубокой древности, во времена наскальной живописи, люди украшали кожу незатейливыми рисунками, узорами, которые должны были принести им удачу, защитить от беды, обеспечить успех на охоте.
Ледяной человек Этци, 5200 лет
Лайл Таттл, икона мира татуировок, напишет, что открытию своего музея татуировки он обязан генетической памяти. “Наверное, сработала какая-то генетическая память. Произошел какой-то скачок к чему-то примитивному. Многие тысячи лет татуировка являлась неотъемлемой частью человеческой культуры. Думаю, что в тот момент мое тело вспомнило об этом... В этом контексте каждый из нас страдает синдромом потерянной истории. Нельзя просто так взять и прервать преемственность тысячи поколений”.
Лайл Таттл (1931-2019), легенда в мире татуировки в своем музее в Сан-Франциско
Сербский писатель Горан Петрович в своем романе “Атлас, оставленный небом” пишет: “В отдельных ситуациях (промокая под дождем, ныряя, слушая музыку, занимаясь любовью или терпя боль) человек чаще всего чувствует только своей кожей. Разумеется, с давних пор хорошо известно, что кожа может быть тонкой – как прозрачное утро, средней толщины – похожей на спокойные сумерки, и толстой – вроде облачной ночи. От этого зависит и степень чувствительности человека. В то время, как первых может свалить с ног даже снежинка, вторым нипочем град метеоров. Однако, первые знают, что такое движение бабочки, лунный свет или страсть прикосновения, а для вторых это остается, как ни грустно, тайной “.

Кожа обволакивает и воплощает человека, с одной стороны объединяя его с другими, а с другой выделяя его по индивидуальным признакам. Текстура, цвет лица, родинки, морщины, шрамы создают неповторимый пейзаж.

Кожа, словно архив, хранит следы индивидуальной истории, ключ которой есть только у самого человека. Следы ожогов, ран, операций, даже прививок. Каждая отметина на коже становится знаком идентичности. Кожа также является привилегированным местом контакта с другими посредством ласки, эротики, других многочисленных жестов, включая насилие и грубость. Символическая граница между внешним и внутренним, другим и собой, кожа своего рода промежуточное звено, устанавливающая подвижные границы отношений человека с миром.

З. Фрейд в работе “Я и Оно” пишет, Я человека прежде всего телесно. Позднее Д. Айзье вводит концепцию “Я-кожа” - кожа становится поверхностью Я. Все ощущения, эмоции, с которыми мы сталкивались на протяжении жизни, будь то наслаждение или боль, “вписаны” в эту телесную поверхность.

Что означает нанесение татуировки на свое тело?

Мы можем рассматривать татуировку как некий мостик, проложенный между нами и внешним миром.

А. Грин вводит термин экскорпорация - попытка вывода из тела того, что ранее в него было помещено. И тогда отдельные татуировки могут рассматриваться как способ избавиться от чего-то внутреннего, выводя это на поверхность кожи. Как материальное воплощение на теле того, что пока сложно помыслить и выразить словами в попытке со временем это “увидеть”, наделить смыслом.
В этом плане большой интерес вызывают татуировки, сделанные спонтанно, с неожиданным выбором рисунка и места его нанесения. То, как человек выбирает рисунок, куда его наносит, о чем он, когда это происходит, каким образом складываются обстоятельства - все это может быть голосом нашего бессознательного, который говорит то, о чем мы не можем сказать словами. Часто бывает так, что истинный смысл татуировки раскрываться с годами - за поверхностным значением открываются иные смыслы.

Рассмотрим подробнее связь нарушений функций кожи с потребностью наносить татуировки.

Одна из основных функций кожи - поддержка психики. Подобно тому, как мать поддерживает тело ребёнка в состоянии единства и прочности, даёт возможность ему приобрести ощущения опоры. И тогда возникает мысль, что татуировки, нанесенные на спину, руки, ноги в момент татуирования могут давать возможность прочувствовать те места, в которых должно было быть соприкосновение с матерью, когда происходило формирование базовой поддержки. Крылья на спине, руки на ногах, сталь на позвоночнике, механические детали и т.п. приводят к мысли о защите, укреплении, поддержке, попытке стоять на своих ногах.
Следующая функция кожи — контейнирующая переживания. Эта функция формировалась также в процессе ухаживания матерью за младенцем, принятия в себя, нейтрализации его тревог, страхов, злости и т.д. И тогда татуировку можно рассматривать как попытку сделать заплатку на своем психическом контейнере, который был недостаточно прочно построен. Справляется ли татуировка с возложенной на неё задачей заплатки? Возможно, но только отчасти. На том месте, где была сделана татуировка, происходит фиксация внимания, и может начать проживаться конфликт. Но она не может полностью обеспечить психике функции контейнера, которые требуются на постоянной основе. Отсюда появляется потребность повторения того облегчения, которое происходит вслед за татуировкой, и человек вновь и вновь приходит за этим ощущением.
Лаки Даймонд Рич, самый татуированный человек в мире
Следующая функция – защита от раздражителей. Поверхностный слой эпидермы защищает кожу. Нанесение татуировки на кожу – это акт физической агрессии и избыточной стимуляции, за которым человек приходит к татуировщику. Безусловно, здесь идёт речь о нарушении функции защиты от раздражителей. Намеренное разрушение телесной оболочки в относительно безопасных условиях — это попытка психики справиться с теми или иными переживаниями, контролируемый выход аффектов.

Многие татуировщики говорят, что рисунок на теле придаёт человеку уверенность в себе, в собственном бытие. Это достигается и посредством переживания боли во время процесса и потом, когда человек смотрит на свою татуировку. Возможно, некоторые делают татуировку в бессознательном порыве связать свою жизнь воедино. Они фиксируют определенное событие в жизни, которое будет им постоянным напоминанием тех ощущений, которые они испытывали когда-то в моменте, как попытка переработать травму.

Стремление превратить боль процесса нанесения татуировки в последующую эйфорию, удовольствие – это один из аспектов, за которым люди бессознательно идут в студию татуировок.
К татуировкам, пытающимся восполнить функцию защиты от раздражителей, можно отнести татуировки-обереги. Оберег - это одновременно и символ защиты, и знак определённой традиции. Возможно, нанесение на тело оберега таким образом причисляет человека к определённому обществу, которое будет защищать его на каком-то уровне.

И еще одна функция – чувство бытия в качестве уникального существа. Татуировка как средство самовыражения может нести разную информацию: принадлежность к определенной социальной группе, подчеркивание или добавление себе каких-либо черт личности, запечатление важного события в жизни, напоминания, предостережения, выражение протеста и др. - как паспорт человеческой жизни.

Также татуировки делают кожу блистательной, яркой, необычной, что позволяет поддержать нарциссическое ощущение всемогущества и неуязвимости.

В настоящее время уникальность делает татуировку также языком искусства. Татуировка начинает восприниматься как еще одно средство выражения — наравне с дизайном, живописью или, например, граффити.

В современном искусстве тело перестает изображаться и начинает выглядеть как объект, который может быть и холстом, и рамой, и живой материей произведения. "Моя спина — это холст, а я — просто временная рама для него", - Тим Штайнер. В 2008 году он продал свою татуировку за €150 тыс. нем. коллекционеру Р. Рейнкингу. После смерти с его спины снимут кожу, обработают специальным раствором и обрамят. А пока несколько раз в год он должен выставлять арт-объект в музеях. Что и сделает в тасманском Mona.

Еще один пример, британская актриса К. Мосс также предложила на продажу за 1,5 млн дол. свою татуировку в виде двух птичек, сделанную художником Л. Фрейдом.
Тим Штайнер — "живой холст" Вима Дельвуа
Безусловно, в современном мире большинство татуировок делаются не из социальной необходимости (как, например, тюремные татуировки, татуировки племен Полинезии, японская систему знаков), а из внутренней потребности. Каждый, кто добровольно приходит в тату-салон, вкладывает в татуировку определённый смысл. Кто-то осознанно, а большинство нет.

В психоаналитическом поле мы, аналитики, не можем не замечать рисунки на телах наших пациентов. Постепенно, идя вместе с ними в их историю, связывая рисунки на теле с посланиями их бессознательного, мы постепенно приближаемся к разгадке.