Close
Записаться на прием
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Статьи Ворониной Ольги

О женском

М. Врубель, Жемчужина, 1904
С начала сотворения мира о мужчине было сказано многое, тогда как женщина – несказанная история, которую только предстоит открыть.

С первобытных времен женщины боролись со своей силой, отличающих их от мужчин, которую мужчины опасались, как непристойную, дьявольскую. И женщины с этим покорно смирялись.

Современные женщины постепенно освобождаются от этого бремени, становясь более независимыми. Однако, в большинстве случаев, в попытке обретения своей идентичности они подражают мужчинам - имитируют определенные мужские черты. Что порождает путаницу: маскулинизацию и феминизацию мужественности. За это женщины расплачиваются зачастую своей фригидностью.

Статистика также показывает, что многие болезни, которые раньше больше были распространены среди мужчин, теперь часто встречаются и у женщин. С другой стороны, эндометриоз в настоящее время распространен гораздо шире, чем раньше. Это заболевание, при котором эндометрий (внутренняя слизистая оболочка матки) разрастается за пределы полости матки, то есть присутствует там, где ее не должно быть. Это свойство женского организма - менструировать внутрь женского тела вместо того, чтобы позволить менструальной крови вытекать наружу, как это должно происходить, можно рассматривать как женский протест.

Что же мешает женщине на пути к самопознанию, чтобы она наконец обрела свою идентичность, уникальность и подлинность?

Французский психоаналитик Ж. Шассге-Смиржель поделилась опытом работы с группой пациенток, общей психологической характеристикой которых было их стремление вступать в отношения с мужчинами, представляющими опасность. Почему эти женщины согласились на пассивную, “гормональную”, мазохистическую роль, у которой нет альтернатив, нет выхода? Она отвечает, что именно женский мазохизм является единственным объяснением их постоянной потребности в наказании, их навязчивого стремления оказываться в ситуациях, опасных для жизни. Шассге-Смиржель поясняет, что эти женщины хотят наказать (как и при самоубийствах) кого-то внутри себя: стереть внутренний образ этого человека (зачастую матери). Это отражает не только психическую путаницу между их собственным телом и телом их матери, но и навязчивую потребность искать мужчину, способного совершить преступление, способного на символический матрицид (убийство матери). То есть явный мазохизм можно рассматривать не просто как биологически детерминированную потребность в наказании, а как психологическую защиту, которая была направлена на то, чтобы увидеть себя не в роли обидчика (своей матери), а в роли жертвы.
Леонардо да Винчи, Женщина с распущенными волосами, 1506-1508
Р. Э. Лопес-Корво напоминает нам, все мы, и мужчины, и женщины, связаны невидимыми биологическими узами с телом своей матери. Этот образ навечно запечатлен в скрытых глубинах нашего бессознательного, влияя на основные аспекты нашего поведения. Этот процесс называется импринтингом (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать).

Мужчины ищут импринтинг, проецируя его на других женщин - женщины любят в мужчинах то, что любят их матери.

У женщин также отпечатан импринтинг в их собственной сущности. Им нужно только реализовать его – посредством идентификации занять символическое место своей матери. И тогда с этого момента женщина начинает использовать силу импринтинга для того, чтобы соблазнять других мужчин, которые отличаются от ее отца. В мужчинах женщины ищут не только удовлетворения своего желания иметь надежную опору и защиту, то есть то, что давали им родители. Они также ищут удовлетворение потребности в том, чтобы любить на контрасте, из любопытства, любить то, что отличается, ради оргазмического удовольствия или потому что это легче сделать, чем не делать.

Мужчина также должен чувствовать достаточную внутреннюю безопасность, чтобы убедиться в том, что он имеет право стать таким же, как его отец (не быть отцом, но чувствовать себя так, как если бы он был отцом) благодаря процессу символизации, быть в состоянии любить других женщин, которые отличаются от его матери.

Мужчины и женщины могут вступать в бессознательный сговор против импринтинга, тогда первые завидуют природной силе женщины, вторые боятся ее, выбирая мазохистическую роль, умаляющую их женское, их личность.
И. Грюневальд, Женщина у водопада, 1943
Стоит поговорить о женской сексуальности. Женщины завидуют мужскому пенису, когда они не могут постичь свою сексуальность. Как только женщины решают эту загадку, их зависть к мужчинам и страх исчезает. Образ “монахини - проститутки”, с которой многие женщины сталкиваются внутри себя, тесно связан с дихотомией “запрет – соблазнение”, которую их родители практиковали по отношению к ним в детстве. Вспомним историю, когда женщины должны были подавлять свою сексуальность, иначе им грозило обвинение в демонических наклонностях.

В силу этого женщине сложно достичь сексуального равноправия. Более того мужчины в отличии от женщин не боятся своих сексуальных мыслей и даже культивируют их под воздействием напора культуры “мачо”.

Зачастую подавление женской сексуальности связано с отношением матерей к своим дочерям. Чем интенсивнее подавляется сексуальность девочки, тем сильнее ограничиваются ее возможности свободного поиска и исследования, контроля над собственным телом и желаниями. Матери больше идентифицируют себя с дочерями, чем с сыновьями и, как следствие, чувствуют, что имеют право осуществлять больший контроль над ними. В зависимости от того, что выбирает мать, она предоставляет дочери две возможности: либо отделение от нее, и тогда это независимость, высокая самооценка и творчество; либо, напротив, контроль (доминирование), зависимость, страх, неуверенность в себе, что принуждает женщин искать ответы вне себя, идеализировать мужские прерогативы и завидовать им, а также нападать на женские качества, принижать их. Это также усиливает их потребность зависеть от мужчин, слепо им отдаваться, пребывать в смятении, верить в спасителей, прибегать к магии и т.п.

В ближайшие столетия женщине придется пройти через многие испытания. Самым важным будет принять свою силу импринтинга, вызывающего огромное чувство вины и непринятие своей женственности, сексуальности. Это чувство вины и является причиной тогда неизбежного женского мазохизма. Как только эти препятствия буду преодолены, женщина откажется от потребности подражать мужчинам. Она начнет искать свою собственную идентичность в самом сокровенном ядре своего женского.

Несмотря на то, что импринтинг является безусловным, выгравированным в глубинах психики женщин, со временем их тела стареют и постепенно теряют привлекательность прошлых лет. Первоначальный образ молодой матери, запечатлённый в бессознательной памяти мужчины, начинает контрастировать с изменениями в женщине, которые вызывают время, старение.

Одни из женщин способны справиться с потерей молодости и достичь почтенной, интеллектуально продуктивной старости, в то время как другие не могут оправиться от этого потрясения. Сотни миллионы долларов инвестируются в косметическую промышленность, в создание волшебного бальзама, который устранит следы старения, но в итоге только такие составляющие как внутреннее богатство, самоуважение и способность любить станут теми компонентами, которые смягчат и помогут превзойти доминирующее притяжение импринтинга. Для женщин такой выход за границы будет означать взаимодействие между силой импринтинга, которой они пользовались в юности, и проектом будущего: породить новую жизнь, найти себя в интеллектуальном и художественном творчестве. И, конечно, понимание, поддержка женщины мужчиной на этом пути чрезвычайно важна.

Я верю, что поиск женщиной себя, поиск творчества в глубинах своей женской сущности приведет ее к истинной трансформации, к обретению своей собственной идентичности.

Источник: Rafael E. López-Corvo The Woman Within. A Psychoanalytic Essay on Femininity, 2009