Сантьяго Русиньоль, Женская фигура, 1894
Супружеские отношения не могут оставаться неизменными. Они либо поступательно развиваются, либо движутся вспять, расцветают или «увядают». Натаниэль Аккерман
В жизни бывают разные ситуации. Может быть так, что был успешный брак, но на определенном этапе совместного пути партнеры принимают решение расстаться. Они воспринимают развод как новый этап их личного развития.
Порой для пары важно, чтобы развод произошёл. Он может быть решением какой-то проблемы в семье, проблемы отношений.
Однако очень важно не то, чтобы развод произошёл, а скорее, как он произойдет. Иногда шокирует, насколько глубоко неэтичным процессом он может быть. Могут происходить резкие разрывы отношений, “бросание” с полным разрывом коммуникации. И тогда нет возможности проработать какие-то сложности в отношениях или вместе прийти к решению, что брак должен завершиться.
Важный аспект этичного развода заключается в том, что партнерам очень важно иметь глубокое понимание, почему их брак завершается, чтобы прийти к ощущению обоюдности, взаимности - позволить браку завершиться без разрушения всего того, что два человека переживали вместе, включая детей.
К сожалению, нимбом никто из нас похвастать не может. Все мы люди, все совершаем ошибки в отношениях – поэтому лучше признавать их и поддерживать мир, чем отрицать – и начинать войну. Партнеры, которых связывают успешные отношения, сами предпринимают попытки примирения и откликаются на них. А вот пары-жертвы или сами не готовы такие попытки делать, или никак на них не реагируют. Джон Готтман
Очень важно быть в состоянии иметь этот этичный процесс завершения брака. Он этичный, потому что отражает связь с другим и ответственность перед ним. Я часто вижу, как некоторые пары, формально проходя юридический процесс, могут радикально “сжигать мосты, сжигать свой брак”. Они не задумываются об этической ответственности.
Это возвращает нас к тому факту, что нет собственного «я» без другого. Это фундаментальный аспект: другой присутствует с самого начала нашей жизни. Материнская забота сама по себе глубоко этична, потому что мать отдает себя другому. Ее роль насыщена ответственностью. И мы в свою очередь, рождаемся не только в самоощущении, но и в ощущении другого. Так что здесь есть неразрывная связь с тем, кто мы есть - не только пассивно зависимые, но и активно ответственные.
То есть когда партнеры проходят через развод, очень важно, чтобы у них было осознание непрекращающейся ответственности. Развод – это не разрушение семьи, а ее реконструирование в новую конфигурацию. И это не подразумевает отбрасывание ответственности.
В жизни бывают разные ситуации. Может быть так, что был успешный брак, но на определенном этапе совместного пути партнеры принимают решение расстаться. Они воспринимают развод как новый этап их личного развития.
Порой для пары важно, чтобы развод произошёл. Он может быть решением какой-то проблемы в семье, проблемы отношений.
Однако очень важно не то, чтобы развод произошёл, а скорее, как он произойдет. Иногда шокирует, насколько глубоко неэтичным процессом он может быть. Могут происходить резкие разрывы отношений, “бросание” с полным разрывом коммуникации. И тогда нет возможности проработать какие-то сложности в отношениях или вместе прийти к решению, что брак должен завершиться.
Важный аспект этичного развода заключается в том, что партнерам очень важно иметь глубокое понимание, почему их брак завершается, чтобы прийти к ощущению обоюдности, взаимности - позволить браку завершиться без разрушения всего того, что два человека переживали вместе, включая детей.
К сожалению, нимбом никто из нас похвастать не может. Все мы люди, все совершаем ошибки в отношениях – поэтому лучше признавать их и поддерживать мир, чем отрицать – и начинать войну. Партнеры, которых связывают успешные отношения, сами предпринимают попытки примирения и откликаются на них. А вот пары-жертвы или сами не готовы такие попытки делать, или никак на них не реагируют. Джон Готтман
Очень важно быть в состоянии иметь этот этичный процесс завершения брака. Он этичный, потому что отражает связь с другим и ответственность перед ним. Я часто вижу, как некоторые пары, формально проходя юридический процесс, могут радикально “сжигать мосты, сжигать свой брак”. Они не задумываются об этической ответственности.
Это возвращает нас к тому факту, что нет собственного «я» без другого. Это фундаментальный аспект: другой присутствует с самого начала нашей жизни. Материнская забота сама по себе глубоко этична, потому что мать отдает себя другому. Ее роль насыщена ответственностью. И мы в свою очередь, рождаемся не только в самоощущении, но и в ощущении другого. Так что здесь есть неразрывная связь с тем, кто мы есть - не только пассивно зависимые, но и активно ответственные.
То есть когда партнеры проходят через развод, очень важно, чтобы у них было осознание непрекращающейся ответственности. Развод – это не разрушение семьи, а ее реконструирование в новую конфигурацию. И это не подразумевает отбрасывание ответственности.
Федерико Бельтран, В минорной тональности, 1885-1949
Чем более развод патологичен, тем больше происходит отказ от этой ответственности. Например, если один партнер всё время находится в пассивной роли, то так или иначе разрушаются отношения взаимности и возникают отношения власти и контроля. Непрекращающаяся ответственность за другого, необходима для того, чтобы обеспечить хороший итог развода, хороший итог разделения партнеров.
Я часто наблюдаю пары, которые находятся в высококонфликтной ситуации, где они или атакуют друг друга, или резко обрывают контакт, или пытаются разрушить связь между ребёнком и другим родителем, или атакуют самого ребенка. Для таких пар очень важна помощь в медиации – возможность вернуться к этике в отношениях, к ответственности. Важно вернуться к тому, что каждого из них привело в отношения, какие были у них желания, связанные с отношениями. В этом союзе ранее было ощущение ответственности. Очень важно “не сжигать семью дотла”, позволить ей существует в новой конфигурации.
Часто после развода передача детей из рук в руки может быть единственным местом, где родители контактируют. Когда я работаю с родителями в этой ситуации, я говорю им о том, что у них должна быть способность, чтобы ребёнок видел их взаимодействие в процессе встречи и его передачи. Важно показывать ребенку, что да, их отношения завершились, они развелись и живут по отдельности, что характер их отношений изменился, но отношения продолжают существовать в другом формате. Именно это помогает детям пережить развод родителей, потому что у ребенка сохраняется внутренний образ, понятие семьи. Именно непрерывность существования семьи в голове ребёнка позволяет ему продолжить общение с каждым из родителей.
В высококонфликтных разводах обычно процесс передачи ребенка очень проблемный. Родители злословят, унижают друг на друга, устраивают сцены на публике перед свидетелями. В этой ситуации ребенок чувствует себя глубоко небезопасно - в ситуации хаоса, порой и ужаса. При этом происходит уничтожение внутри ребенка образа семьи, этого союза родителей, который создал этого ребёнка в любви и в ожидании совместного будущего. Таким парам важно начать замечать важность этого. Пережить утрату прежних отношений с другим партнером, но при этом сохранить некую связь.
Когда деструкция в отношениях становится тотальной, не остается оснований для надежды. В этих парах партнеры могут сначала ладить хорошо, потом все меняется. Это показывает, что их союз был выстроен на шатких основаниях. Это часто сейчас можно увидеть в социальных сетях или на сайтах знакомств. Люди создают всякие нереалистичные партнёрства по нереалистичным причинам - внезапное партнёрство, мэтч. И всё это очень хрупко и разваливается от первого дуновения ветра, что приводит людей к ощущению, что их предали, обманули, что никогда не было любви, что им не нужно было изначально в это верить. Но корни этого обычно уходят в истории каждого из партнеров. Во время развода такие пары часто настроены на то, чтобы друг друга эмоционально уничтожить. И когда эти люди “влетают” в следующие отношения, очень высока вероятность, что они перенесут туда свои обиды и неразрешенные проблемы из прошлых отношений. То есть боль из-за неэтичного развода в первом браке может испортить жизнь человеку впоследствии.
Я часто наблюдаю пары, которые находятся в высококонфликтной ситуации, где они или атакуют друг друга, или резко обрывают контакт, или пытаются разрушить связь между ребёнком и другим родителем, или атакуют самого ребенка. Для таких пар очень важна помощь в медиации – возможность вернуться к этике в отношениях, к ответственности. Важно вернуться к тому, что каждого из них привело в отношения, какие были у них желания, связанные с отношениями. В этом союзе ранее было ощущение ответственности. Очень важно “не сжигать семью дотла”, позволить ей существует в новой конфигурации.
Часто после развода передача детей из рук в руки может быть единственным местом, где родители контактируют. Когда я работаю с родителями в этой ситуации, я говорю им о том, что у них должна быть способность, чтобы ребёнок видел их взаимодействие в процессе встречи и его передачи. Важно показывать ребенку, что да, их отношения завершились, они развелись и живут по отдельности, что характер их отношений изменился, но отношения продолжают существовать в другом формате. Именно это помогает детям пережить развод родителей, потому что у ребенка сохраняется внутренний образ, понятие семьи. Именно непрерывность существования семьи в голове ребёнка позволяет ему продолжить общение с каждым из родителей.
В высококонфликтных разводах обычно процесс передачи ребенка очень проблемный. Родители злословят, унижают друг на друга, устраивают сцены на публике перед свидетелями. В этой ситуации ребенок чувствует себя глубоко небезопасно - в ситуации хаоса, порой и ужаса. При этом происходит уничтожение внутри ребенка образа семьи, этого союза родителей, который создал этого ребёнка в любви и в ожидании совместного будущего. Таким парам важно начать замечать важность этого. Пережить утрату прежних отношений с другим партнером, но при этом сохранить некую связь.
Когда деструкция в отношениях становится тотальной, не остается оснований для надежды. В этих парах партнеры могут сначала ладить хорошо, потом все меняется. Это показывает, что их союз был выстроен на шатких основаниях. Это часто сейчас можно увидеть в социальных сетях или на сайтах знакомств. Люди создают всякие нереалистичные партнёрства по нереалистичным причинам - внезапное партнёрство, мэтч. И всё это очень хрупко и разваливается от первого дуновения ветра, что приводит людей к ощущению, что их предали, обманули, что никогда не было любви, что им не нужно было изначально в это верить. Но корни этого обычно уходят в истории каждого из партнеров. Во время развода такие пары часто настроены на то, чтобы друг друга эмоционально уничтожить. И когда эти люди “влетают” в следующие отношения, очень высока вероятность, что они перенесут туда свои обиды и неразрешенные проблемы из прошлых отношений. То есть боль из-за неэтичного развода в первом браке может испортить жизнь человеку впоследствии.
Якуб Шиканедер
Очень часто мы виним партнера за то, что пошло не так, и не видим связи между нашими личными застарелыми конфликтами и конфликтами в отношениях. Джанис Спринг
Вне зависимости от того, потерпел брак крах или нет, все это влияет на нас. В наших интересах сохранить себя и быть в состоянии признавать то, во что мы вкладывались в браке, чего хотели, что мы пытались построить с другим партнером. И это облегчает задачу иметь новые отношения, увеличивает шансы на успех.
Способность придавать смысл происходящему – важный компонент в проживании утраты отношений. При этичном расставании гораздо легче придать смысл происходящему, сохранять отношения с воспоминаниями, и двигаться по жизни дальше.
При разводе все чувствуют ощущение какого-то провала. Естественно иметь чувство вины, и также естественно винить другого, по крайней мере, на начальных стадиях разъединения с ним. Обвинение может помочь нам проходить сепарацию, дать нам какое-то время для восстановления, подумать о том, что мы могли бы сделать по-другому, и дать ощущение ответственности за произошедшее. Это часть процесса горевания по браку. Важно дать себе место и время для проживания этого перехода.
В более высококонфликтных разводах ситуация проживания перехода осложнена. Партнеры могут ощущать свою невиновность и переносить всю вину на другого. В такой позиции проработать распад брака будет очень сложно.
Формальный юридический процесс развода не признаёт, на самом деле, его этического измерения. Он пытается его операционализировать, опираясь на какие-то прецеденты и рациональные алгоритмы. Традиционный юридический процесс — это такой процесс, в котором каждый юрист представляет интересы лишь своего клиента, зачастую против интересов другого супруга. И это превращает развод в войну на выживание. Многие разводы начинались достаточно дружелюбно, но в итоге превращались в кровопролития. Так что сам юридический процесс тоже может превращать развод в нечто максимально неэтичное. Так происходит не всегда, но довольно часто.
В работе с парами всякий раз я стараюсь вводить этическое измерение, когда мне представляется такая возможность. Они были парой, которая объединилась вместе, имела свои надежды и мечты, может быть произвела на свет детей. Важно понять важность этого перехода к жизни по отдельности, совершить его максимально этичным способом, в том числе с учетом ребенка, который представляет их семью, которая этого ребёнка создала. И это даёт им повод находиться вместе в одном помещении и мне предоставить им защиту этого процесса перехода - подготовиться к процессу медиации, пережить его.
Работа перехода заключается в том, чтобы что-то понять на уровне разума. Попытаться не застревать на уровне поведения, попытаться понять, что то, что с нами происходит начинается внутри каждого из нас. Во время развода люди часто демонстрируют дефицит рефлексивной способности. Важно попытаться помыслить, что они могут разрушить всё, что построили вместе, в том числе благополучие своих детей. Важно держать это в каком-то святилище разума и защищать себя, другого и своих детей от атак.
Вне зависимости от того, потерпел брак крах или нет, все это влияет на нас. В наших интересах сохранить себя и быть в состоянии признавать то, во что мы вкладывались в браке, чего хотели, что мы пытались построить с другим партнером. И это облегчает задачу иметь новые отношения, увеличивает шансы на успех.
Способность придавать смысл происходящему – важный компонент в проживании утраты отношений. При этичном расставании гораздо легче придать смысл происходящему, сохранять отношения с воспоминаниями, и двигаться по жизни дальше.
При разводе все чувствуют ощущение какого-то провала. Естественно иметь чувство вины, и также естественно винить другого, по крайней мере, на начальных стадиях разъединения с ним. Обвинение может помочь нам проходить сепарацию, дать нам какое-то время для восстановления, подумать о том, что мы могли бы сделать по-другому, и дать ощущение ответственности за произошедшее. Это часть процесса горевания по браку. Важно дать себе место и время для проживания этого перехода.
В более высококонфликтных разводах ситуация проживания перехода осложнена. Партнеры могут ощущать свою невиновность и переносить всю вину на другого. В такой позиции проработать распад брака будет очень сложно.
Формальный юридический процесс развода не признаёт, на самом деле, его этического измерения. Он пытается его операционализировать, опираясь на какие-то прецеденты и рациональные алгоритмы. Традиционный юридический процесс — это такой процесс, в котором каждый юрист представляет интересы лишь своего клиента, зачастую против интересов другого супруга. И это превращает развод в войну на выживание. Многие разводы начинались достаточно дружелюбно, но в итоге превращались в кровопролития. Так что сам юридический процесс тоже может превращать развод в нечто максимально неэтичное. Так происходит не всегда, но довольно часто.
В работе с парами всякий раз я стараюсь вводить этическое измерение, когда мне представляется такая возможность. Они были парой, которая объединилась вместе, имела свои надежды и мечты, может быть произвела на свет детей. Важно понять важность этого перехода к жизни по отдельности, совершить его максимально этичным способом, в том числе с учетом ребенка, который представляет их семью, которая этого ребёнка создала. И это даёт им повод находиться вместе в одном помещении и мне предоставить им защиту этого процесса перехода - подготовиться к процессу медиации, пережить его.
Работа перехода заключается в том, чтобы что-то понять на уровне разума. Попытаться не застревать на уровне поведения, попытаться понять, что то, что с нами происходит начинается внутри каждого из нас. Во время развода люди часто демонстрируют дефицит рефлексивной способности. Важно попытаться помыслить, что они могут разрушить всё, что построили вместе, в том числе благополучие своих детей. Важно держать это в каком-то святилище разума и защищать себя, другого и своих детей от атак.