Close
Записаться на прием
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и
соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Статьи Ворониной Ольги

Сексуальные зависимости. Психоаналитический взгляд

Секс и сексуальность – принципиально разные вещи.

Секс – процесс, который происходит между взрослыми людьми как телесное объединение с целью получения удовольствия. Секс может сопровождаться любовью или не сопровождаться ею, может быть насильственным или по обоюдному согласию.

Сексуальность же развивается на протяжении всей жизни. Она бывает детской (инфантильной), зрелой, незрелой и первертной.

Зрелая сексуальность приводит к возможности любить по-взрослому – для объединения, создания семьи и т.д. Если любовь отсутствует, сексуальное притяжение уходит очень скоро. И то, и другое может обходиться друг без друга, но секс без любви – это физические упражнения, а любовь без секса – что-то раннее, касающееся детей, родителей или же любви в Богу, что является противовесом любви земной.

Что же происходит в случае сексуальных зависимостей? Нам может казаться, что это что-то сексуальное, но на самом деле оно находится за его пределами…

Клиницисты отмечают у пациентов с сексуальными зависимостями состояния парадоксального одиночества. Несмотря на то, что у них много сексуальных партнеров, они страдают от изоляции, у них были большие трудности с отношениями, и, конечно, огромные риски, связанные со здоровьем.

В. Эстеллон пишет о том, что сексуальные зависимости - защитное решение, которое скрывает страх быть любимым и любить. Д. Винникотт пишет: "Некоторые люди не в состоянии пойти на риск любви. Не рискуя, они многое теряют, но одновременно получают хорошую страховку от горя".

Эстеллон во многом опирается на исследования Дж. МакДугал. Одна из её центральных гипотез состоит в том, что сексуальная зависимость возникает в ответ на несформированную способность к отношениям, и она имеет такой навязчивый характер для того, чтобы снизить тревоги, связанные с пустотой, холодом, или с переполнением. Как если бы в этих многочисленных связях такого человека самым главным было ощущение контакта кожи с кожей, ощущение телесного тепла, а я не эмоциональные переживания, разделенные с другим.

Мы можем предположить также, что сексуальная зависимость может использоваться как попытка самоизлечения. В большинстве случаев такие люди столкнулись с интенсивными эмоциями в ранние периоды жизни. Им пришлось научиться жить без эмоций для того, чтобы защититься от связи с другим, которая угрожала их чувству целостности и идентичности. И для этого они выстроили крепкую защитную систему, чтобы предотвратить возвращение травматического переживания прошлого. Речь идёт о том, чтобы мобилизовать телесные ощущения (успокаивающие или возбуждающие), которые навязчиво повторяются. В поиске ощущений, таким образом, идёт поиск успокоения.

Однако это решение помогает лишь на короткий период времени и болезненное состояние возвращается - запускается бесконечный цикл повторений. Однако в этой повторяющейся практике скрывается надежда, что повторение прекратится - когда то, что скрыто за ним сможет быть найдено и проработано.
Исследования показывают и другие перспективы. В частности, стоит подчеркнуть, как исследование повторяющегося поиска ощущений заменяет попытку найти аффекты, эмоции. Мы говорили ранее, что речь идёт о травме, которая находится глубоко в личности. Тревоги связаны с пустотой, и таким образом большое число ощущений может восприниматься как возможность почувствовать что-то внутри себя, почувствовать себя живым.Зависимому человеку свойственно чередование неистовой, необузданной страсти и “замороженности”. Замороженность аффектов, эмоций направлена на то, чтобы оградить себя от отношений, которые могут привести вновь к травматическим переживания прошлого, которые вернут болезненное состояния страданий.

В некотором смысле запрещая себе ощущать, человек организуется таким образом, чтобы не брать на себя риск думать, верить в другого, инвестировать другого, чтобы не разочароваться и не страдать от этого. Результат состоит в том, что, отрицая человеческие качества, историю другого, рассматривая его исключительно как тело, человек, зависимый от секса, также дегуманизирует свою собственную сексуальность.

Итак, фетишизация другого состоит в его дегуманизации для того, чтобы свести его к телу, к некому образу. Однако есть и другой аспект фетишизации. Он состоит в том, чтобы наделять человеческими и или магическими качествами некий неодушевленный объект. Например, в некоторых публичных домах вместо проституток есть так называемые секс-куклы (в человеческий рост, из силикона). Есть еще куклы, которые продаются. Мужчины не просто их покупают для удовлетворения сексуальных нужд, но и покупают им бижутерию, одежду и так далее. Эта идея отрицания другого и превращения его в неживой объект.

Это отношение зачастую имеет связь с первыми отношениями любви, которые зачастую вырабатывают некое парадоксальное соблазняющее поведение, в котором смешиваются возбуждение, фрустрация, нежность, соблазн, а далее осуждение, разрыв. Зависимый человек впоследствии зачастую повторяет подобный тип отношений с другими партнерами, переворачивая их наоборот, то есть он начинает идентифицировать себя с агрессором, больше всего ценит состояние обладания, власти, а партнера заставляет подчиниться своему жесткому сценарию.

У М. де М’ Юзана есть типологический персонаж, зависимый от секса, которого он зазывает “рабом количества” или у Ж. Цвейга “секс-машина”. У таких людей постоянное практически неугасающее возбуждение. Они действительно становятся рабами секса, начинают предпочитать количество качеству.

Это крайне тревожное ощущение, когда среди десятков партнеров, которые у человека есть за одну неделю, он не привязывается ни к кому, никто с ним не остается. В итоге появляется огромная тревога и все это обращается в сексуальные повторяющиеся действия.

Часто бывает так, что, когда они случайно встречают людей, с которыми у них был секс, они могут не помнить об этой связи ровным счетом ничего. В клинике сексуальной зависимости часто встречается, это, скажем так, заметание, стирание всех следов - “ты, другой, не существуешь”. Эта защита посредством стирания памяти о другом требует больших психических усилий для того, чтобы избавиться от риска любовной связи и привязанности.
Немного о сексуальных зависимостях сегодня.

Уже лет пятнадцать мир столкнулся с явлением химсекса (от анг. “chemical sex” химический секс). Это феномен, который вызывает беспокойство и ставит вопросы общественному здравоохранению, потому что вновь растёт передача ВИЧ, гепатита С, и т. д.

Cегодня много молодых людей бросаются в сексуальность, опираясь на такой опыт. Конечно, мы можем связать его появление и с процессами дегуманизации в обществе, с некой формой патологии потребления, когда другого можно употребить, выбросить, заменить. Также известно, что эти явления активизировались в ходе пандемии COVID, карантинов. Многие места встреч были закрыты, люди собирались на квартирах и употребляли новые синтезированные химические наркотики. Это довольно сильные патогенные наркотики, которые вызывают очень сильное возбуждение. Они устраняют ощущения голода, усталости, боли и т.д. и усиливают ощущение удовольствия, взаимодействия, близости. Часто вместе с этими наркотиками принимается не синтезированный наркотик GHB, который еще опаснее, потому что здесь нужно очень осторожно подходить к дозировке. Вот этот наркотик в 90-е годы называли “наркотиком изнасилований”. Результатом приема этих наркотиков было совершенно нездоровое искусственное возбуждение, которое в итоге заканчивалась оргией, которая могла длиться несколько суток. Выход из этого состояния сопровождался состояниями жуткой усталости, опустошенности, со всеми соответствующими последствиями.

Наркологи говорят, ну да, химсекс - это все-таки что-то отдельное, это не совершенно несоциальные наркоманы, грязные, с потухшим взглядом и т. д. Странно видеть таких людей, по облику которых незаметно, что они употребляют. Они могут при этом успешно работать в крупных корпорациях, неплохо выглядеть, но при этом демонстрировать такое "архаическое" поведение.

Они обрекают свое тело вот на такие марафоны на выносливость - проверяют на прочность границы своего тела и тела партнера. Мы видим, что здесь есть некие аутистические ощущения. Такие люди часто описывают свой опыт как жадного младенца, который хочет высосать все молоко матери. Как и сейчас высосать своих партнеров до конца.
Их тревога потерять секс приводит к тому, что они одержимы идеей продолжать его искать. Они говорят о наполнении и опустошении. Эта некая попытка самосохранения, причём достаточно жесткая и холодная. Здесь совершенно не важно эмоциональное взаимодействие, взаимообмен с другим.

Они сбегают куда-то внутрь себя, так же, как военный, который пережидает бомбардировку в бункере. Одна часть их личности остается на поверхности, чего-то поджидает, пытается адаптировать свое тело к этому волнующему окружению, вторая в страхе сидит, задержав дыхание, в этом бункере. Одна дрожит от страха, вторая ничего не чувствует. Вот такое замыкание в себе для выживания - некий парадоксальный способ защиты. И нужно теперь как-то эти две части научить жить совместно.

Источник: V. Estellon ”Addictions sexuelles” (отдельные фрагменты).