Фотограф И. Огий
Размышления о взаимосвязи тела и психики занимали ученые умы на протяжении веков. Вопрос был в открытии посредника или медиатора между ними.
С развитием медицины нервная система стала таким медиатором. Это стало означать, что через вегетативную нервную систему все аффективные переживания могли доводиться до тела и каким-то образом его менять. Затем появились эндокринные посредники (гормоны).
И уже в недавнее время появился ещё один посредник — иммунная система. Иммунологи показывают, что такие психические явления, как депрессия, например, могут воздействовать на иммунную систему и создавать изменения, нарушая ту или иную соматическую функцию.
Большинство современных медиков признают, что существует психическое или аффективное влияние на течение болезни, и учитывают это не только при постановке диагноза, но и при терапии.
Специалисты в области психосоматики рассматривают любое заболевание как следствие разрыва связи между психикой и телом. И тогда работа выздоровления (подобно работе портного) заключается в “латании” этого разрыва, в создании новой ткани, которая вновь соединит психику и тело.
Есть разные уровни соматизации (разные уровни болезней). Какие-то несут в себе смысл, символизируют что-то, а какие-то нет.
В первую очередь мы говорим о соматизации, как о последствии избыточного стресса, который не смог быть переработан психически. Различные сильные переживания (потери и утраты, разочарования, эмиграция и т.д.) сталкивают человека с пропастью, которую он должен преодолеть. Для этого ему нужно, по крайней мере, частично изменить что-то в своей привычной жизни. Такое изменение не даётся безболезненно. И каждый человек, любой из нас, цепляется за то, что ему доступно, за что возможно. Если он не справляется с переживаниями психически, тело берет эту работу на себя и заболевает.
Другой вариант, когда соматизация имитирует какой-то стимул. Например, у человека начинается язва кожи (рана), после того, как он увидел ранение на теле родственника.
Или когда болезнь несет бессознательное послание, чтобы передать какое-то чувство, сцену из прошлого и т.д. Американский психотерапевт С. Коннор пишет: “В целом, легко согласиться с теми специалистами по психосоматике, которые говорят, что всё тело представляет собой чувствительный маркер различных психических и физических состояний. Куда сложнее принять или даже понять претензии на то, что тело позволяет напрямую представить эти психические состояния в виде образов или аллегорий”. В качестве примера он упоминает женщину с экземой в том же месте, где у её матери находилась татуировка из концлагеря. Вероятно, пожилая женщина много раз показывала дочери эту татуировку, связывала ее со своими страданиями в концлагере. В результате ее дочь вобрала в себя страдания матери – ее тело отреагировало появлением экземы.
В какой-то мере мы можем говорить, что соматический процесс похож на ситуацию, когда человек пытается что-то передать при помощи татуировки. Татуировка не может говорить, она показывает, как и соматические симптомы. Эта демонстрация выступает в качестве стартовой точки рассказа человека о себе.
С развитием медицины нервная система стала таким медиатором. Это стало означать, что через вегетативную нервную систему все аффективные переживания могли доводиться до тела и каким-то образом его менять. Затем появились эндокринные посредники (гормоны).
И уже в недавнее время появился ещё один посредник — иммунная система. Иммунологи показывают, что такие психические явления, как депрессия, например, могут воздействовать на иммунную систему и создавать изменения, нарушая ту или иную соматическую функцию.
Большинство современных медиков признают, что существует психическое или аффективное влияние на течение болезни, и учитывают это не только при постановке диагноза, но и при терапии.
Специалисты в области психосоматики рассматривают любое заболевание как следствие разрыва связи между психикой и телом. И тогда работа выздоровления (подобно работе портного) заключается в “латании” этого разрыва, в создании новой ткани, которая вновь соединит психику и тело.
Есть разные уровни соматизации (разные уровни болезней). Какие-то несут в себе смысл, символизируют что-то, а какие-то нет.
В первую очередь мы говорим о соматизации, как о последствии избыточного стресса, который не смог быть переработан психически. Различные сильные переживания (потери и утраты, разочарования, эмиграция и т.д.) сталкивают человека с пропастью, которую он должен преодолеть. Для этого ему нужно, по крайней мере, частично изменить что-то в своей привычной жизни. Такое изменение не даётся безболезненно. И каждый человек, любой из нас, цепляется за то, что ему доступно, за что возможно. Если он не справляется с переживаниями психически, тело берет эту работу на себя и заболевает.
Другой вариант, когда соматизация имитирует какой-то стимул. Например, у человека начинается язва кожи (рана), после того, как он увидел ранение на теле родственника.
Или когда болезнь несет бессознательное послание, чтобы передать какое-то чувство, сцену из прошлого и т.д. Американский психотерапевт С. Коннор пишет: “В целом, легко согласиться с теми специалистами по психосоматике, которые говорят, что всё тело представляет собой чувствительный маркер различных психических и физических состояний. Куда сложнее принять или даже понять претензии на то, что тело позволяет напрямую представить эти психические состояния в виде образов или аллегорий”. В качестве примера он упоминает женщину с экземой в том же месте, где у её матери находилась татуировка из концлагеря. Вероятно, пожилая женщина много раз показывала дочери эту татуировку, связывала ее со своими страданиями в концлагере. В результате ее дочь вобрала в себя страдания матери – ее тело отреагировало появлением экземы.
В какой-то мере мы можем говорить, что соматический процесс похож на ситуацию, когда человек пытается что-то передать при помощи татуировки. Татуировка не может говорить, она показывает, как и соматические симптомы. Эта демонстрация выступает в качестве стартовой точки рассказа человека о себе.
Фотограф С. Грин
Психоаналитики размышляют о том, что кожа часто функционирует в качестве экрана, на котором человек представляет свои конфликты или травмы. Аргентинский психиатр Э. Пичон-Ривьер пишет, что тело – одно из мест, где происходит коммуникация и устанавливаются связи с другими людьми. Мы наблюдаем это и в обычных жизненных ситуациях (например, когда расстраиваемся, мы можем говорить, что у нас болит голова, или живот, или в груди начинает колоть), и то же можем наблюдать, когда ситуация выходит за рамки обыденного – при болезнях.
Все это позволяет нам говорить о чем-то очень важном в психосоматике, а именно о выражении эмоций и чувств. Потому что именно эмоции - это мост между психикой и телом. Например, когда мы чувствуем страх, у нас трясутся руки, или у нас начинается тахикардия, или еще что-то – это все филогенетические реакции, которые имеют универсальный характер, потому что все реагируют более или менее одинаково на стрессовые ситуации. Или, например, когда мы ощущаем стыд, наше лицо может краснеть, и т.п.
Суть психосоматических реакций заключается в том, что они замещают эмоции и чувства. Мы все можем заболеть, потому что подвержены влиянию тех или иных жизненных происшествий, которые сложно переработать внутри себя.
Много лет назад в Буэнос-Айресе была дискотека, и там возник пожар. Много подростков, молодых людей сгорели заживо. Их близкие и родные приходили на это место, пытались им как-то помочь, но им не удалось. Это была настоящая катастрофа. Многие выжившие, родственники и друзья погибших сделали себе татуировки с их именами. Когда их спрашивали, почему они сделали эти татуировки, они отвечали, потому что они хотят никогда их не забывать. Такую травму у них не было возможности помыслить, не было слов, чтобы описать, что случилось. Эта татуировка всегда будет им напоминать об этом.
З. Фрейд пишет: “Ни один смертный не способен хранить секрет. Если молчат его губы, говорят кончики пальцев; предательство сочится из него сквозь каждую пору.”
Когда изменения выходят за рамки слов, за рамки психического, тело может начать выражать то, что не может быть сказано и помыслено. Кожа — идеальный экран для демонстрации этих изменений.
Кто такой человек с кожным заболеванием? По сути, потенциально каждый из нас. Травматические жизненные события могут запустить широкое разнообразие кожных заболеваний, включая заболевания с аутоиммунными, инфекционными и другими характеристиками. Когда человек становится пациентом с кожным заболеванием, что он чувствует? Он чувствует, что на нём лежит какое-то клеймо, что на него все смотрят (даже если раны находятся на скрытых участках кожи). Он испытывает зависть и стыд. Зависть к чистому, может даже к совершенному телу, например, на рекламном плакате или у моделей. Он будет чувствовать гнев на судьбу, на других людей, на себя, на свою кожу, которую он будет хотеть оторвать, очистить, отполировать, отстирать… Американский писатель Дж. Апдайк написал книгу “Война с моей кожей”. У него был очень тяжёлый псориаз. Он описывает огромную ненависть, которую он чувствовал к своей коже из-за болезни.
Сейчас к лечению кожных заболеваний применяется интегративный подход. С человеком работает команда специалистов, в том числе и специалист по психосоматике.
С. Коннор пишет, что кожа является знаком нашей трансформируемости, способности меняться и становиться другим. Ситуация улучшается, когда эмоции и мысли человека объединяются. Постепенно происходит воссоздание связей тело – психика, появляются смыслы там, где их не было.
Все это позволяет нам говорить о чем-то очень важном в психосоматике, а именно о выражении эмоций и чувств. Потому что именно эмоции - это мост между психикой и телом. Например, когда мы чувствуем страх, у нас трясутся руки, или у нас начинается тахикардия, или еще что-то – это все филогенетические реакции, которые имеют универсальный характер, потому что все реагируют более или менее одинаково на стрессовые ситуации. Или, например, когда мы ощущаем стыд, наше лицо может краснеть, и т.п.
Суть психосоматических реакций заключается в том, что они замещают эмоции и чувства. Мы все можем заболеть, потому что подвержены влиянию тех или иных жизненных происшествий, которые сложно переработать внутри себя.
Много лет назад в Буэнос-Айресе была дискотека, и там возник пожар. Много подростков, молодых людей сгорели заживо. Их близкие и родные приходили на это место, пытались им как-то помочь, но им не удалось. Это была настоящая катастрофа. Многие выжившие, родственники и друзья погибших сделали себе татуировки с их именами. Когда их спрашивали, почему они сделали эти татуировки, они отвечали, потому что они хотят никогда их не забывать. Такую травму у них не было возможности помыслить, не было слов, чтобы описать, что случилось. Эта татуировка всегда будет им напоминать об этом.
З. Фрейд пишет: “Ни один смертный не способен хранить секрет. Если молчат его губы, говорят кончики пальцев; предательство сочится из него сквозь каждую пору.”
Когда изменения выходят за рамки слов, за рамки психического, тело может начать выражать то, что не может быть сказано и помыслено. Кожа — идеальный экран для демонстрации этих изменений.
Кто такой человек с кожным заболеванием? По сути, потенциально каждый из нас. Травматические жизненные события могут запустить широкое разнообразие кожных заболеваний, включая заболевания с аутоиммунными, инфекционными и другими характеристиками. Когда человек становится пациентом с кожным заболеванием, что он чувствует? Он чувствует, что на нём лежит какое-то клеймо, что на него все смотрят (даже если раны находятся на скрытых участках кожи). Он испытывает зависть и стыд. Зависть к чистому, может даже к совершенному телу, например, на рекламном плакате или у моделей. Он будет чувствовать гнев на судьбу, на других людей, на себя, на свою кожу, которую он будет хотеть оторвать, очистить, отполировать, отстирать… Американский писатель Дж. Апдайк написал книгу “Война с моей кожей”. У него был очень тяжёлый псориаз. Он описывает огромную ненависть, которую он чувствовал к своей коже из-за болезни.
Сейчас к лечению кожных заболеваний применяется интегративный подход. С человеком работает команда специалистов, в том числе и специалист по психосоматике.
С. Коннор пишет, что кожа является знаком нашей трансформируемости, способности меняться и становиться другим. Ситуация улучшается, когда эмоции и мысли человека объединяются. Постепенно происходит воссоздание связей тело – психика, появляются смыслы там, где их не было.